achernitsky (achernitsky) wrote,
achernitsky
achernitsky

Categories:

В русле политкорректности

Горожане, гуляющие вдоль высохшего русла реки Шахамон в недоумении смотрели на странные обрезки труб, устанавливаемые вдоль берегового откоса.

238.45 КБ
Неужели именно тут будет стоять забор, ограждающий Эйлат от проникновения нежелательных элементов из Синая?

Публикация в газете «Эйлатская неделя» (№18 от15.11.09) внесла ясность. Оказывается, это памятник на «дарб аль-хадж», дороге паломников. Авторы проекта Цви Декель и скульптор Боки Шварц. Руководит проектом представитель министерства строительства и реконструкции в Эйлате Макс Де Грот, это министерство финансирует установку скульптур. Как пишет «Эйлатская неделя» стоимость проекта около 6 миллионов шекелей. За эти деньги на участке длиной в 350 м будет установлено 110 фигур паломников, идущих в Мекку.

Когда я выбрался на место и посмотрел на эту скульптурную группу, у меня возникло чувство глубокого недоумения. При этом недоумение канализировалось в четырех направлениях: эстетическом, экономическом, этнографическом и идеологическом.
206.67 КБ

Издали смотрю – ну прямо «Белое солнце пустыни», подхожу ближе – все равно трубы ржавые

О художественных достоинствах проекта можно судить по фотографиям. Действительно, под некоторыми ракурсами при хорошем воображении можно углядеть цепочку людей в черных одеяниях с головы до пят. Но с большинства направлений все-таки видны ряды ржавых труб. Высота труб одинакова – чуть выше человеческого роста, а вот разрезы разнообразные. Оживляж.

Сколько денег закопали?

Минстрой выделил 6 миллионов шекелей на 110 фигур. Разделив 6 миллионов на 110, получим, что одна труба на крестовине стоит 54.5 тысячи шекелей. Столько же стоит со вторых рук приличный автомобиль выпуска 2005-2007 годов. 123.60 КБ
(Представляете, на отрезке от моста до моста стоят 110 легковых автомобилей, а не ржавых труб). Даже с учетом того, что трубы сделаны из толстого металла, а их основания представляют достаточно сложную конструкцию, по-видимому, предполагающую и подсветку, дороговато выходит.

На официальном сайте Минстроя можно посмотреть список услуг, оказываемых этим министерством. Финансирования строительства памятников в этом перечне нет. Зато есть помощь в аренде и приобретении жилья, в реконструкции существующего жилья и благоустройстве микрорайонов. То есть потратить деньги с большей пользой можно даже в рамках министерских полномочий. А уж если у чиновников Минстроя такая любовь к археологии, то за 6 миллионов можно провести несколько сезонов раскопок.

Почему в Мекку идут одни Гюльчатаи?

Итак, под удачным ракурсом мы видим черные фигуры, задрапированные с головы до пят. Сразу возникает ассоциация с мусульманскими женщинами, одетыми в чадру. То есть, по воле скульптора, в хадж отправились одни лишь женщины. (Мужчин в этой группе не заметно, шариат требует, чтобы женская и мужская одежда четко различалась).

278.68 КБ
Между тем, необходимым условием хаджа для женщин является сопровождение мужчиной: мужем или родственником настолько близким, она не имеет права выходить за него замуж. Допустить, что в Мекку по нашим просторам шла группа из 110 одних лишь женщин, нереально. Гаремы такого размера сопровождают многочисленные евнухи. Так что правде жизни эта скульптурная группа не соответствует.

У нас, что, евреи кончились?

Допустим, что мои эстетические претензии преждевременны (дуракам полработы не показывают) и в законченном, покрашенном и подсвеченном виде скульптурная группа окажется произведением огромной художественной ценности. Допустим, также, что финансировали ее постройку не израильские налогоплательщики, а например, саудийские меценаты.

Все равно остается главный вопрос: а почему в еврейском государстве, в городе с преобладающим еврейским населением, должен стоять памятник мусульманским паломникам?

Может именно мусульмане проложили путь из Африки в Аравию через Синай и побережье Эйлатского залива? Так ведь нет.

Синай издавна был важным мировым перекрестком. Караванным путём с востока на запад полуострова еще до нашей эры пользовались набатеи и римляне. Африканские мусульмане, совершающие паломничество в Мекку, тоже пошли этим путем, получившим впоследствии наименование "дарб аль-хадж - дорога паломников". Но ислам возник в Саудовской Аравии менее полутора тысяч лет тому назад, а в Африке мусульмане появились еще позже. Так что идущие в Мекку были отнюдь не первыми на этом пути.

В 1949 г. израильская армия положила конец сухопутному маршруту Африка-Мекка. Более того, выход Израиля на берег Красного моря разорвал территориальную непрерывность исламского мира, разделив его на западный и восточный, Магриб и Машрик.

Но задолго до мусульман и даже римлян с набатеями этим путем шли из египетского плена в землю обетованную евреи. Было это 3300 лет назад. Именно на эйлатский берег привел их Моше Рабейну. С этими событиями связаны и первые упоминания Эйлата в Танахе:
"....И двинулись из Йотваты, и расположились в Авроне. И двинулись из Авроны, и расположились в Эцьон-Гевере" (Бамидбар, 33:34-35).
"....И развернулись мы, и отправились в пустыню по пути к морю Суф, как говорил Б-г мне, и обxодили мы гору Сеир многие дни. И отступили мы от братьев нашиx, сынов Эйсава, живущиx на Сеире, от пути степного, от Эйлата и от Эцьон-Гевера, и развернулись мы, и прошли по пути к пустыне Моав." (Дварим, 2:1; 2:8.

Так что если уж возникло желание отметить одну из троп, которой странствовали народы между Африкой и Азией, то вполне можно было поставить памятник древним евреям, а не мусульманам. Тем более, что Эйлат – единственный современный израильский город, по территории которого ходил пророк Моисей.

Может авторы надеются таким образом привлечь туристов? Западных туристов район наших новостроек не интересует. Израильские арабы, отдыхая в Эйлате, проводят время в гостиницах и магазинах, а не занимаются поиском исторических корней. Паломники из Африки, идущие в Мекку, обходят Израиль стороной. Паромы Нуэйба – Акаба провозят их мимо Эйлата. Три-четыре часа в море, зато никаких контактов с сионистами. Так что туристов нам эти 6 миллионов шекелей не прибавят.

Остается политкорректность. Может у нас с соседями уже такие хорошие отношения, что мы со взаимным уважением относимся к истории друг друга. Увы. В Иордании, при поездке в Петру, экскурсовод расскажет израильской русскоязычной группе, где ходил Моше, где похоронен Аарон. Если же группу организуют для российских туристов, то ни слова о еврейской истории им не скажут. Не было нас тут.

С Египтом еще сложнее. Я посмотрел много египетских сайтов на русском языке в поисках информации о «дарб аль-хадж». Нигде ни слова о том, что часть пути находится на территории Израиля. Какой там Израиль, если на картах Египта, с которым у нас подписан мирный договор, Эйлат указан как египетский Ум-Рашраш. Египетские политики до сих пор требуют возвращения им юга Израиля, чтобы восстановить территориальную целостность мусульманского мира.

И при таких добрых соседях мы устанавливаем памятник их прошлому присутствию на нашей земле. Может нам еще извиниться, что на пути молящихся построен Эйлат? Может и памятник «чернильному флагу» убрать, чтобы соседей не обижать?
Tags: Политика, Фото, Эйлат
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments