achernitsky (achernitsky) wrote,
achernitsky
achernitsky

Category:
https://www.facebook.com/lora.shavit.9/posts/156912018396337


Lora Shavit
3 ч ·
По просторам закрытого правого сообщества "Форум Кафе Шапиро", которое старается держать планку интеллектуального диалога, так же, как и в русскоязычной блогосфере в последнее время пронеслась агрессивная орда дособейцев - серия постов, полных ненависти и презрения, науськивающих аудиторию на ортодоксальных иудеев.
Вообще-то на форуме принято из плюрализма выслушивать всех, а стебаться уже в комментариях - не грубо, но иронично.
Религиозные члены сообщества (как правило, образованные граждане из среднего класса) были поражены невежеством и доверчивостью своих соратников. В целях устранения малограмотности агностиков и атеистов израильтян из светских семей они выпустили несколько объясняющих текстов. Эти посты были приняты секулярными сообщниками разумно, никто авторов не погнал в негевские лагеря, в армию или из правительства. Один из этих постов я решила перевести на русский. Автор неохотно дал мне разрешение, он чуял запах напалма токбекистов. Не могу высмеивать его опасения: после "дософобии" меня отфрендило некоторое количество старых и новых знакомых. Тем не менее, считаю принципиальным продолжать тэг #адата_шмадата. Походу я вам дам несколько условных иудейских культурных кодов, которые для израильтян (и атеистов, и борцов с засильем) по умолчанию понятны. А вот мне пришлось рыться весь шаббат в интернете.
ВВЕДЕНИЕ В ДОСОЛОГИЮ от Офера Лукова. КЛАССИФИКАЦИЯ.
Об отношении харедов к государству народа Израиля. Текст опубликован для сограждан, не знакомых с секторами соблюдающих заповеди иудаизма ортодоксов и ультраортодоксов. Фейсбучный статус обязывает с одной стороны к краткости, а с другой - к обобщению, поэтому желательно тему углубить и расширить, но это всё потом.
Существуют три основных подхода к еврейскому государству. Внутри каждого подхода водится широкий спектр разногласий, но об этом в другой раз.
Так же попрошу меня за язык не хватать и к словам не цепляться: речь о мировоззрении, а не об отдельных людях.
ПОДХОД ПЕРВЫЙ. ОСНОВНОЙ.
Подавляющее большинство харедов (литваки, хасиды сефардские и хасиды ашкеназские) считают, что государство - это инструмент для взаимодействия. Государство - не самоцель, а дано нам в качестве услуги при ценностях. Если государство действует по Торе, то оно вещь хорошая, а если против Торы - то наоборот. Поэтому они создали партии, ходят на выборы и участвуют в политическом процессе, чтобы влиять изнутри как часть Системы. Они не так чтобы против призыва, а их уважаемые раввины говорят, что тот, кто не учится, попросту обязан идти в армию - при условии, что ЦАХАЛ позволит им соблюдать традиции и не будет перевоспитывать из иудаизма; ну, и чтобы не испортили там мальчиков тлетворным влиянием.
Они считаю, что спасение души важнее спасения тела "גדול המחטיאו מההורגו" (я намеренно обобщаю, между отдельными людьми возможны вариации, естественно). Короче говоря, тот, кто благословен способностью изучать Тору целый день, выполняет важную функцию для народа Израиля.
Нахождение в Земле Израиля - это святая заповедь, заселение Земли Израиля - это тоже важная заповедь. Но есть разные взгляды на так называемый "пикуах нефеш", принцип главенства перед религиозными постулатами спасения жизни человека, если человеку угрожает опасность. Некоторые провозглашают, что из-за "пикуах нефеш", из-за угрожающей людям опасности можно отделять территории в переговорных мирных процессах. Другие возражают, что даже в случае угрозы ни в коем случае нельзя раздавать святую Землю Израиля.
Собственно, сегодня уже понятно, что раздача территорий точно так же приводит к "пикуах нефеш", к жизненной опасности, так что нужно каждый случай прагматично рассматривать отдельно.
Отношение к неверующим секулярам: "тинокот ше-нишбу" (плененные дети), которые не несут никакой ответственности за отклонение от законов Торы, ибо привыкли к нерелигиозным (и даже антирелигиозным) воззрениям и уже не смогут изменить свой образ мыслей. Так что со светских и взятки гладки, но требуется сближаться с ними через ненавязчивое просветительство и объяснение позиций.
Основная проблема "галута", изгнания - это изгнание из Знания, "галут ми-даат", и этот вопрос придётся решать.
ВТОРОЙ ПОДХОД. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИОНИСТЫ.
По их мнению, провозглашение государственности Израиля - это начало Избавления, "геулы". Государство - это власть еврейского народа в Эрец Исраэль и потому оно часть спасения. Спасение жизни важнее спасения души и всех законов Ветхого Завета вместе взятых. Они учатся в "ешивот-эсдер", в тех учебных заведениях, которые совмещаются со службой в ЦАХАЛ, а также считают великим делом и заповедью, что человек может идти воевать в еврейское войско, как встарь.
Для них закон государства превыше законов Торы ("дина дималькута дина"). То есть, если закон Израиля разрешает нечто, а Тора запрещает - следовать запрету Торы; если Тора разрешает, а закон Израиля запрещает - следовать закону страны. Собственно, так они готовы соблюдать закон даже при абсолютно светском властном аппарате еврейского государства.
Есть строго соблюдающие заповеди, а есть просто хранящие традиции. И те, и другие широко стремятся участвовать в госстроительстве и в госинститутах.
Заселение и оживление Земли Израиля для них наивысшая ценность, это их цель; и устремления направлены именно туда.
Вернуться из изгнания, из "галута" для них - просто практичный поступок, еще один шаг к воплощению той самой цели - к овладению Землёй Израиля.
ТРЕТИЙ ПОДХОД. САТМАРЫ, НАТУРЕЙ-КАРТА и им подобные.
Они считают, что это государство - творенье дьявола, а власть и отцы-основатели с самого основания Израиля и по сей день добивались вырвать с корнем иудаизм из еврейского народа. Страна управляется по нееврейским законам ("хукот гоим") и ни в коем случае нельзя в этом действе участвовать. Поэтому-то основная часть этой группы не живёт в Израиле - ведь нельзя быть частью этой мерзости.
Они вообще не признают это государство.
На выборы не ходят (голосовать здесь нельзя). Воспомоществования или пособие от государства не получают (брать деньги здесь нельзя). Некоторые идут дальше и даже медицинские услуги оплачивают по зарубежной медстраховке, им это просто, ибо даже те, кто живут в Израиле, всё равно имеют иностранное гражданство (платить налоги здесь нельзя).
Им нельзя подниматься на Храмовую Гору.
Нельзя силой освобождать Землю Израиля, нужно ждать Прихода Мессии.
Естественно, они против армии и против призыва.
По отношению к светским -и тут я очень осторожен, хотя обобщаю- надо понимать, что есть всякие, и те, что считают несоблюдающих израильтян греховными отродьями, а есть и те, что видят в них "тинок ше-нишба", просто ничего не знающего и не понимающего младенца, которому всё можно.
В этом плане Нетурей-Карто намного более нетерпимы, чем сатмары. Сегодня уже появилось множество местных сатмарских хасидов, которые открывают свои двери всем интересующимся, их мировоззрение намного менее экстремистское, чем раньше (ну, по крайней мере у тех, кто в Израиле находится). Сейчас там не принято так уж непримиримо относиться к светским израильтянам.
(Я знаком и с теми, и с другими. Они очень приятны в личном общении, гостеприимны, честны, заняты волонтёрством и благотворительностью, в том числе и для нерелигиозных сограждан. Просто упрямо не желают иметь ничего общего с гойским гойсударством и его гойскими правилами, ибо грехи его - это корень всех бед).
В вопросах взаимоотношения с врагами существует ощутимая разница между сатмарским течением и движением натурей-карты. Сатмарские не входят в прямое взаимодействие с нашими врагами и не оправдывают их, а натурей-карто - таки да! (Надо отметить, что натурей-карта творят вещи, которые дико бесят других ультраортодоксов, типа сжигания израильского флага или вывешивания про-арабских постеров или палестинского флага).
Тут натурей-карта, по мнению остальных течений иудаизма, перешли все возможные границы. Никогда такого не было, чтобы соблюдающий заповеди правоверный иудей систематически общался с врагами евреев, чтобы навредить народу Израиля. По Торе такой еврей крайне порицается и называется "мосэр", предатель, и это страшное преступление.
И напоследок еще кое-что.
По мнению всех этих людей мы находимся во времена "иквета демашиха", период перед приходом Мессии, а существует предсказание последних дней, согласно которому евреи со всей планеты вернутся на Землю Израиля. Посему все они считают необходимым соблюдать заповеди Торы; и в глубине души понимают, что жить в Израиле - одно из величайших предписаний Ветхого Завета.
Tags: #адата_шмадата
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments