achernitsky (achernitsky) wrote,
achernitsky
achernitsky

Categories:

ШАШЛЫКИ В ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: ГАЛЛАХИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1. СМЫСЛ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАПОВЕДИ
Обязанность есть жареное на углях мясо в День Независимости проистекает напрямую из сказанного в Торе (Втор. 12:20): «Когда расширит Господь, Б-г твой, предел твой, как Он говорил тебе, и ты скажешь: Поел бы я мяса, - ибо желает душа твоя поесть мяса, - сколько угодно душе твоей, можешь есть мясо».
Наши Мудрецы, да будет их память благословенна, поясняют в трактате Вавилонского Талмуда «Аль-Хаэш» (127Б): «Каждый раз, когда власть сынов Израиля распространяется на новую область Земли Израиля – следует есть жареное на огне мясо». Так, например, когда в дни Эзры и Нехемии удалось распространить суверенитет народа Израиля на Иерусалим, Нехемия призвал народ, сказав: «Идите, ешьте жирное и пейте сладкое» (Нехемия 8:10).
Обычай есть в День Независимости жареное мясо идет еще от Сотворения Мира. Традиция сообщает, что когда Каин и Авель приносили свои жертвы, и жертва Авеля – лучшее из скота – была принята Всевышним, и на нее сошел огонь, происходило это как раз в День Независимости.
В наше время эта традиция была возрождена р.Теодором Герцлем, р.Меиром Дизенгофом и р.Давидом Бен Гурионом. В ночь Дня Независимости они сидели на песчаном пляже в окрестностях Яффо и планировали создание на песке «из ничего» нового еврейского города Тель Авив – в память о Тель Авиве на реках Вавилонских (Йехезкель 3:15). Они, в соответствии с заповедью, жарили на огне мясо и горячо спорили о будущем городе. Предание сообщает, что они настолько погрузились в исполнение заповеди, что под утро пришла Голда Меир напомнить им о необходимости закончить, наконец, трапезу, убрать за собой на пляже и прочесть утреннее «Шма».
Традиция Каббалы усматривает намек на эту заповедь в употребленном Торой редком слове «эшдат» - «огонь Закона» (Втор. 33:2) рядом с выражением «воссиял от Сеира» («сеир» - ивр. «козел»).
Еврейский народ даже и в изгнании скрупулезно исполнял эту заповедь, и окружающие народы часто перенимали у евреев ее внешнюю сторону, не заботясь о смысле. Так, например, во время Вавилонского изгнания персы видели радостный праздник евреев у мангала с горящими углями и, не понимая, что источник радости – в святости заповеди, а не в горящих углях и жареном мясе, создали, слепо подражая евреям, культ огня. Так появился Зороастризм – как языческое искажение еврейской традиции.

2. КОГДА СЛЕДУЕТ ЕСТЬ МЯСО
2.1. Идеальное время для исполнения заповеди – сразу после выхода звезд вечером Дня Независимости, ибо именно в это время священники в Храме, очистившись, приступали к поеданию жертвенного мяса.
2.2. Если не успел – можно выполнить заповедь во все ночные часы, вплоть до утренней зари. Если не успел до утренней зари – можно исполнить обязанность даже в дневные часы, но уже без произнесения благословения.
2.3. В идеале, следует закончить поедание мяса еще до полуночи, чтобы оставшуюся часть ночи посвятить изучению Декларации Независимости с комментариями наших Мудрецов.
3. АСПЕКТЫ «ЗАПОВЕДИ ТОРЫ» И «ПОСТАНОВЛЕНИЯ МУДРЕЦОВ»
Существует известное расхождение между точками зрения р. Кука и Хазон Иша. Рав Кук считает, что, как приготовление мяса на огне, так и его поедание, являются прямой заповедью Торы. Хазон Иш считает заповедью Торы только поедание мяса, а его приготовление – раввинским постановлением.
4. НА КОМ ЛЕЖИТ ОБЯЗАННОСТЬ ЕСТЬ МЯСО
На каждом достигшем совершеннолетия мужчине из народа Израиля. Женщины свободны от этой обязанности, поскольку ее исполнение связано с конкретным временем. Праведные еврейские женщины, однако, всегда стараются принять посильное участие в исполнении заповеди, беря на себя предварительное маринование мяса.
5. МЕСТО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПОВЕДИ
5.1. В идеале – надо постараться зажечь огонь и изготовить на нем мясо на высоком холме, как сказано: «воскуряли на высотах».
5.2. В случае невозможности найти высокий холм принято хотя бы ставить мангал на какое-то возвышение.
5.3. Стремящиеся к максимально точному исполнению заповеди держат мангал над головой на протяжение всего процесса приготовления мяса.
5.4. По всем мнениям запрещается разводить угли в каком-либо углублении в земле.
6. ПОДГОТОВКА К ИСПОЛНЕНИЮ ЗАПОВЕДИ
Во времена Храма поедание мяса Дня Независимости приравнивалось к поеданию мяса жертвенных животных и требовало состояния ритуальной чистоты. В наше время, когда Храма нет, и вопросы ритуальной чистоты, увы, не актуальны, принято перед разжиганием мангала символически окунаться в микву.
7. КАШЕРНЫЙ МАНГАЛ
7.1. Сказано в трактате «Аль Хаэш»: мангал еврея – это его жертвенник. Поэтому следует относиться максимально серьезно к обустройству мангала для Дня Независимости.
7.2. Мангал должен быть строго четырехугольным. Круглая форма мангала недопустима, поскольку такую форму имели жертвенники хананеян.
7.3. Мангал должен иметь 4 выраженных вертикальных выступа по углам – в соответствии с обязанностью соорудить «четырехрогий жертвенник». Любая другая форма мангала недопустима по всем мнениям.
8. ДРОВА ДЛЯ МАНГАЛА И РАЗЖИГАНИЕ ОГНЯ
8.1. Очень важно, чтобы дрова для жарки мяса Дня Независимости были чисты, сухи и не содержали в себе червей. Поэтому идеальный способ заготовки дров для мангала – собрать дрова почти на год раньше – до 15 числа месяца Ав предыдущего года, и сохранять их в чистоте и сухости. После этой даты в Земле Израиля повышается влажность, могут сойти дожди, и дрова начнут гнить. Поэтому во времена Храма 15 Ава заканчивалась заготовка дров для нужд Храма, и мы аналогично поступаем с заготовкой дров Дня Независимости.
8.2. В любом случае, дрова для мангала должны быть тщательно проверены на возможное наличие червей. Лучше всего – приобрести дрова с печатью о кашерности заслуживающего доверия раввина.
8.3. В случае использования готовых древесных углей – нет опасности наличия червей, но следует специально убедиться, что при заготовке углей не была использована древесина Седьмого года.
8.4. В отношении огня для поджигания мангала – заботящиеся о своей душе евреи сохраняют огонь, на котором сжигалось квасное перед Песахом, и именно им поджигают мангал Дня Независимости.
8.5. В случае невозможности воспользоваться огнем сжигания квасного, можно использовать любой первичный источник огня (спички, зажигалку и т.п.).
8.6. Следует особо остерегаться ситуации «привнесения чуждого огня», как было с сыновьями Аарона Надавом и Авиху при освящении жертвенника в пустыне, что привело к их гибели. Поэтому большинство авторитетов не рекомендует использовать для поджигания мангала Дня Независимости т. наз. «Благодатный Огонь», спускающийся ежегодно в Иерусалиме в окрестностях Голгофы.
8.7. Следует быть особенно внимательным, чтобы поджечь мангал именно правой рукой, как сказано (Втор. 33:2): «От правой руки – пламя закона». Левша должен перед зажиганием мангала проконсультироваться с компетентным раввином.
8.8. Сразу после зажигания мангала принято сжечь в его пламени какую-нибудь книжку детских сказок, во исполнение сказанного р. Теодором: «Если только захотите – это не сказка».
9. РАЗДУВАНИЕ УГЛЕЙ
9.1. Допустимо раздувать угли как прямым дутьем изо-рта, так и посредством помахивания каким-нибудь предметом. Тем не менее, для идеального соблюдения заповеди предпочтительно раздувание собственным дыханием, как сказано в нашей священной книге Зохар и процитировано Альтер Ребе в Тании: «Вдувающий – вдувает из глубины своей сущности».
9.2. В некоторых общинах принято раздувание углей с помощью электрического вентилятора. Большинство авторитетов не одобряет эту практику, поскольку заповедь дожна исполняться самим человеком, а не с помощью прибора. При этом вполне допустимо использование посланника («шалиаха») для исполнения этого аспекта заповеди.
9.3. По всем мнениям – недопустимо раздувание углей, стоя на одном месте. Следует обходить вокруг мангала против часовой стрелки и раздувать из разных позиций. Наши Мудрецы основывают этот закон на сказанном у Экклезиаста (1:6): «кругами, кругами ходит ветер, и на круги свои возвращается ветер»
9.4. Традиция сообщает, что во времена Машиаха - вскорости, в наши дни! - у евреев отрастут перепонки между пальцами, чтобы можно было наилучшим образом исполнять заповедь раздувания углей.
10. КАКИЕ ШАМПУРЫ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПОВЕДИ
10.1. Кошерность шампуров – важнейший аспект правильного соблюдения заповеди Дня Независимости.
10.2. Поскольку Мудрецы сопоставляют мясо Дня Независимости с Пасхальным жертвоприношением, на него распространяется сказанное о пасхальном ягненке (Исх. 12:9): «Не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, - а лишь испеченного на огне».
10.3. Категорически недопустимо использование металлических шампуров, которые, раскаляясь, делают прилегающий к ним слой мяса как бы зажареным на сковороде, а не испеченным на огне. Принято использование шампуров из не раскаляющихся материалов.
10.4. По возможности – следует достать шампуры из древесины гранатового дерева, посколько она содержит мало воды, и не возникнет опасности, что часть мяса будет как бы «сварена» в испаряющейся жидкости.
11. КАКОЕ МЯСО ПРИГОДНО ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПОВЕДИ
11.1. Пригодно мясо любых животных, которые годились для сжигания на жертвеннике Храма. Так, например, нельзя в качестве мяса Дня Независимости жарить саранчу, даже из кошерных видов, поскольку она не могла быть вознесена на жертвенник.
11.2. В идеале – следует целиком зажарить отборного тельца. Кто не может себе этого позволить – можно зажарить барана. Для тех, кто не может себе позволить и этого – специальным постановлением Мудрецов разрешено использовать птицу, сосиски и гамбургеры.
11.3. Самые неимущие - те, кто не может купить даже куриных крылышек, - не могут, в отличие от Храмовых жертвоприношений, заменить мясо на хлебное приношение (например, жареную питу). В таком случае следует все равно развести мангал, но вместо приготовления на нем мяса - читать с максимальной сосредоточенностью рецепты изготовления шашлыка из заслуживающей доверия поваренной книги, как сказано: «Заменим тельцов молитвой уст».
12. УКРАШЕНИЕ ЗАПОВЕДИ
12.1. «Симаним» - символы. Перед началом заповеданного поедания жареного мяса во многих общинах принято съедать несколько закусок, названия которых намекают на наши пожелания к этому священному дню:
• Хумус. Перед вкушением хумуса принято произносить: «Да будет Твоя воля, Владыка мира, чтобы исчез Хамас с лица земли»
• Питы. Библейская форма этого слова – «пат» - «ломоть». Буквы этого слова представляют аббревиатуру выражения «Петах Тиква» - «врата надежды». Поэтому принято перед вкушением питы произносить: «Да будет Твоя воля, Владыка мира, чтобы превратилась Долина Скорби во Врата Надежды» (Хошеа 2:17).
• Баклажаны. Перед вкушением баклажанов принято произносить: «Да будет Твоя воля, Владыка мира, чтобы посинели лица врагов наших, как эти баклажаны»
• В память об обычае дома Гиллеля принято в заключение съедать питу вместе с хумусом и баклажанами в одном бутерброде
12.2. Украшение шампуров. Еврейские праведники всегда хранили шампуры для Дня Независимости в отдельном красиво расшитом бархатном чехле. Принято также украшать ручки шампуров драгоценными камнями. Сказано в трактате «Аль Хаэш»: «Лучше не есть и не пить весь год, чем готовить мясо Дня Независимости на ничем не украшенных шампурах».
12.3. Если День Независимости, как в этом году, выпадает на 1 мая – во многих общинах принято использовать только красные сорта мяса и привязывать к ручкам шампуров красные ленточки.
12.4. Шампур пророка Ильи. Принято оставлять до утра несъеденнным особо украшенный шампур с лучшим мясом – на случай внезапного появления пророка Ильи, знаменующего собой конечное освобождение. Желающие выполнить это наилучшим образом – разогревают этот шампур до самого рассвета.
Tags: Перепост, еда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments