achernitsky (achernitsky) wrote,
achernitsky
achernitsky

Categories:

Кто такие ортодоксы и кто не-?

Я не хожу в синагогу,
но синагога, в которую я не хожу,
это ортодоксальная синагога.

Бен Гурион

(это текст 2016 г)

Опять начинаются дискуссии о религозных  и религиозном засилье.
Но любую дискуссию можно лишить смысла, если не определить значение терминов и не применять их правильно.

Первый же коммент на мой предыдущий пост принес пример неправильного употребления слова «ортодоксы», противопоставления их вязанным кипам.

Но это не так.
Ортодо́ксия (от греч. ὀρθοδοξία — «прямое мнение», «прямое учение», «правоверие»; от греч. ὀρθός - прямой, правильный + δόξα - мнение - твёрдость в вере или следовании какому-либо учению или мировоззрению, поддержка принятых позиций, консервативный тип религиозного сознания, в противовес любому модернизму и реформаторству.
В широком смысле ортодоксией называют религиозную или философскую позицию, о которой полагается, что она точно находится в соответствии с буквальным и первоначальным пониманием того или иного учения. В таких случаях говорят об ортодоксальном христианстве, иудаизме, исламе, различных направлениях буддизма, марксизме и т. д.

Обратите внимание на этот кусок: «в противовес любому модернизму и реформаторству».

Применительно к иудаизму ортодоксальными являются все течения, центральное место в религиозной концепции которых занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
(Господа религиозные мыслители современности, написано не для вас, так что не придирайтесь к ссылкам из Википедии).

Проще говоря, все верующие евреи, кроме консерваторов и реформистов являются ортодоксами. Да-да, именно все. И Натурей карта, и пейсатые йеменцы, и говорящие на идиш литваки Бней Брака, и сефарды, и бухарцы, и хабадники, и сатмары, и религиозные поселенцы в вязанных кипах, и даже сторонники ортодоксального модернизма.

Так что у нас много ортодоксов, хороших и разных. Иллюстративный материал тут.

А вот с чем мне так и не удалось разобраться, так это с тем, кто такие ультраортодоксы. Я спрашивал своих знакомых, представляющих различные течения ортодоксии, но так и не добился четкого определения. Все ответы сводились к тому, что ультраортодокс это человек, придерживающийся более фундаментальных традиций, чем мой респондент. «Я нормальный, а они – ультра».

То же самое с терминологией на иврите. Датиим – просто верующие, религиозные. Харедим – более фундаментальны, но где граница?

По просьбе читателей первой части:.  А  неортодоксы кто?

Анекдот про различия между
ортодоксальным, консервативным и реформистским иудаизмом.


На ортодоксальной свадьбе беременна мать невесты.
На консервативной свадьбе беременна невеста.
На реформистской свадьбе беременна равин.

Реформистский иудаизм — движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии в двадцатые годы XIX века, откуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы. Возник на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение прогрессивного иудаизма является либеральным течением в иудаизме. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности.
.
Консервативный иудаизм — современное течение в иудаизме. Возникло в середине XIX века в Германии, первые организованные формы образовались в начале XX века в США. Консервативный иудаизм возник как ответ на гораздо более либеральные позиции реформистского иудаизма и попытка найти компромисс между традиционным вероучением и современностью. Тем не менее, несмотря на своё название, консервативный иудаизм в целом стоит на более либеральных позициях, чем любые течения внутри Ортодоксального иудаизма.
.
А если просто сказать, то реформаторы и консерваторы считают, что Тора написана людьми, а не дана Всевышним, поэтому можно менять религиозные правила под требования сегодняшнего дня: не соблюдать кашрут, приезжать в субботу на машине в синагогу, сделать женщин равинами, ставить хупу однополым парам и т.д.
.
Эти течения распространены на Западе, но не в Израиле. Выполняют функции Обществ еврейской культуры, еврейского клуба, позволяют американцам и прочим шведам чувствовать себя евреями в шабат и по праздникам.
.
Поскольку в Израиле нет проблемы с еврейским самосознанием, то у нас они не прижились. Но поскольку в Америке у реформистов много сторонников и денег, то светские власти Израиля и особенно Сохнут вынуждены с ними считаться.
.
Вместо реформистов в Израиле есть "соблюдающие традицию", то есть люди, которые не ведут полностью религиозный образ жизни, но что-то соблюдают, а что-то нет: не едят свинину, не смешивают мясное с молочным, но едят гадов морских (это я), ездят в субботу, но в Йом кипур постятся и ходят в синагогу (опять я), делают детям брит и хупу, но спят с замужней любовницей (не я!).  Такие люди понимают, что они нарушают заповеди, но не пытаются их изменить или отменить под удобный им образ жизни.

А вот дополнение 2019 года

В чем отличие между разными течениями в иудаизме и какое из них представляет оригинальный иудаизм?

Есть несколько основных течений. Каждое из них, включая реформизм, считает себя не просто легитимным, но и истинно представляющим оригинальный иудаизм. В то время, как представители остальных течений могут считать их вообще за гранью иудаизма. Сейчас попытаюсь схематично и без пропаганды описать все подходы.

Есть разные критерии классификации:

1. По субэтническим традиционным группам: ашкеназы, сефарды, таймани, горские, грузинские и так далее. Эти направления возникли не по своей воле и не имели идеологической базы. То есть, каждый не утверждает, что именно его путь лучше/правильнее. Разделение на сефардов и ашкеназов произошло, когда мир, в котором жили наши предки, был поделен на враждующие исламскую и христианскую "половины". Между исламскими и христианскими странами отсутствовало сообщение. Естественно, часто раввины, жившие по обе стороны «железного занавеса» принимали расходящиеся практические решения. Не только потому, что не имели возможности совещаться, но и потому, что, живя в изолированных мирах, сталкивались с разными проблемами. Поскольку принципиального разделения на лагеря не было, каждое из течений одобряет, приверженность евреев иного толка их устоям. Сефардские раввины рекомендуют ашкеназам слушать ашкеназских раввином и наоборот. Это разделение актуально только в традиционных практических вопросах. В современных вопрсах, не относящихся к традиционным разногласиям двух школ, нет обязательного разделения, и сефардские раввины могут идти по мнению ашкеназских авторитетов, против мнения "марана" (главный сефардский авторитет), и наоборот.
2. По отношению к устной и письменной Торе существует разделение на ортодоксальный иудаизм и неортодоксальные течения. Все течения признающие устную и письменную Тору во всей полноте называются ортодоксальными. Признающее во всей полноте только письменную Тору и отвергающее устную называется Караимизмом. Воспринимающее только этические заповеди из Торы и отбрасывающее ритуальные заповеди течение называется реформистским. И отколовшееся от него течение признающее весь свод заповедей руководством к жизни, но не обязательным к исполнению, называется консервативным.
3. По лежащей в основе философской концепции отношения к мистике и Каббале в среде ортодоксального иудаизма можно выделить литовскую школу и хасидизм, некоторые ещё выделяют рационализм (иудаизм РаМБаМа без Каббалы и мистики). Хасидизм возник в восточной Европе в период ослабления еврейских общин после погромов Богдана Хмельницкого и всплеска популярности кабалы. Хасидизм предполагает распространение тайного знания кабалы и формирование новой тоталитарной структуры правления общиной, во главе с гуру (ребе). Тем не менее, благодаря историческим, социальным предпосылкам упомянутым выше он оказался своевременен и вероятно необходим. Не встречая серьезного сопротивления, а, главное, альтернативы захватил почти всю восточную Европу, кроме Литвы. В Литве на тот момент была очень сильная и богатая еврейская община, с сильными духовными лидерами. Противостояние между хасидскими и литовскими лидерами, также реализовалось и в различных школах изучения и понимания Каббалы. При этом рационалистический иудаизм, полностью игнорирующий, или "механизирующий" Каббалу массовым течением не стал, и лишь немногие известные раввины относились к этому течению со времён РаМБаМа.
4. По отношению ко всему новому в мире выделяются на общем фоне две крайние тенденции, между которыми плавно распределено всё современное ортодоксальное еврейство: харедим или ультраортодоксы, взявшие за основу идею Хатама Сойфера "Новое запрещено Торой", и ортодоксальный модернизм, взявший за основу идеи "Тора Ве Дерех Эрец" рава Шимшона Рафаэля Гирша и принцип "Тора и Наука" рава Дова Йосефа Соловейчика.
5. По отношению к идеям сионизма и к современному государству Израиль имеются тоже две крайние концепции, между которыми плавно распределяется всё современное религиозное еврейство. С одной стороны есть религиозные сионисты, считающие сионизм неотъемлемой частью иудаизма, а создание Государства Израиль, началом Избавления еврейского народа, о котором писали пророки и мудрецы. Они читают Алель, благодарность Творцу в День Независимости Израиля. С противоположной стороны от них находится крайняя концепция, что сионизм - это не еврейский национализм, а Государство Израиль - творение Сатана для искушения евреев, которое нужно как можно скорее уничтожить. Они сжигают Израильские флаги в День Независимости. И, как это обычно бывает, многие евреи находятся и в разных более нейтральных точках между этими двумя крайними концепциями.
Важно отметить, что все пять осей классификации работают относительно независимо. Хотя некоторые сочетания очень редки. К примеру: сефард, ортодокс, хасид, Хареди, антисионист - редкое сочетание. Но и такое бывает.
Классификация составлена на основе статьи, выложенной равом Исраэлем Парипским, с моими изменениями и дополнениями.

конец циаты

Tags: ДЫБР, Политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments